C журналистами вице-премьер беседовал на фоне бутафорской гильотины, символизирующей собой отсекание всего ненужного и устаревшего (собственно, название "Регуляторная гильотина" прижилось с самого момента представления проекта Дмитрием Медведевым в январе этого года).
"Ведомости" отмечают, что в основу законопроекта легли принципы стимулирования добросовестного поведения и соразмерности контролирующих усилий для недопущения нарушения прав подконтрольных организаций. Для примера, недопустимо будет проверять компанию на предмет соблюдения одних и тех же требований двумя разными органами контроля. В зависимости от степени риска, все подконтрольные организации разделят по категориям. Те, которые относятся к организациям с чрезвычайно высокой степенью риска, будут проходить проверки 1-2 раза в год, а "менее рисковые" организации - не менее одного раза в шесть лет, но при этом не чаще одного раза в два года. Сами организации имеют право подавать заявление об изменении присужденной им категории риска.
Этот проект закона некоторые уже окрестили "Кодексом" (упомянутый второй базовый закон оговорит количественные и качественные характеристики самих требований). По словам Константина Чуйченко, новые принципы предполагают отказ о сегодняшнего восприятия проверок как основного инструмента контроля, вместо чего планируется постепенное внедрение системы непрерывного мониторинга по образцу того, который реализует сегодня в пилотном режиме Федеральная налоговая служба. Количество выписанных штрафов также не будет более служить индикатором эффективности работы контролирующих органов: по словам замминистра экономического развития Саввы Шипова, вместо этого будет применяться новое понятие "предотвращенный ущерб".
В проекте закона предусмотрено семь различных видов контрольных мероприятий: выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд, проверка – сообщает российское издание. Контрольно-надзорная деятельность будет восприниматься как совокупность действий, направленных на соблюдение обязательных требований. В практику введут специальную должность инспектора, ответственного за проведение проверок. Присутствовать при проверке контролируемому лицу или его представителю необязательно, но полное право на это они имеют. Также есть возможность привлекать омбудсмена и обжаловать действия проверяющих с возможностью компенсации ущерба в случае неправомерных действий по отношению к проверяемой организации.
Законопроект планируют представить в Госдуму осенью. Уже принятый в первом чтении законопроект о контроле будет при этом отозван – уточняет издание
"Ведомости". Опрошенные им эксперты не все спешат выражать свое мнение по поводу реформы до результатов обсуждения законопроекта. Некоторые высказывают опасение, что "Регуляторная гильотина" может, напротив, вылиться в ужесточение проверок. В пользу этого говорит, в частности, процедура проведения проверок, прописанная словно бы "под кальку" Уголовно-процессуального кодекса.