Сегодня в мире идут глобальные процессы, которые все вместе можно с полным на то правом назвать "четвертой промышленной революцией", меняющей всю структуру экономики и бизнеса. Направляющей этих процессов является цифровизация. Как отмечает Антон Германович, изменения затрагивают, в том числе, и взаимодействие между странами, не ограничиваясь процессами внутри бизнеса или взаимодействия государства и бизнеса в пределах одной страны. Поэтому интеграция в мировую экономику просто невозможна без перевода на цифровую основу использующихся экономических платформ.
Реализуемый в рамках "майских указов" нацпроект "Цифровая экономика" является одним из основных, притом очень затратных (на основе
предварительных оценок) национальных проектов. Занять достойное положение среди мировых технологических лидеров Антон Силуанов видит основной задачей для России и других стран СНГ. Задачей хоть и амбициозной, но вполне реализуемой, с учетом уже активно идущих сегодня процессов цифровой трансформации. Один из поставленных президентом количественных ориентиров – утроение инвестиций в цифровую экономику на фоне создания безопасной IT-инфраструктуры для обеспечения стабильного ее функционирования.
Высший приоритет внедрения цифровых технологий имеют отрасли с критическим значением для государства – госуправление, здравоохранение и образование, создание "умных" городов. Однако цифровое "переосмысление" - прозрачно намекает глава Минфина - так или иначе коснется всех отраслей российской экономики.
В координации проектов цифровой экономики очень большое значение будет иметь сотрудничество с партнерами по СНГ и ЕАЭС – подчеркнул Антон Германович. Основные направления реализации цифровой экономики до 2025 г. в рамках Евразийского экономического союза уже утверждены отдельным программным документом. В основу практической реализации цифровых проектов ляжет информационная система для межгосударственного обмена данными и документами в электронном виде, создания информационных ресурсов и реализации идентификационных процессов.
Аналогичное сотрудничество может быть реализовано и в рамках Содружества независимых государств, а практическим примером Антон Силуанов приводит внедрение системы электронной маркировки товаров, что позволит эффективно обеспечивать защиту прав потребителей и борьбу с контрафактом. И это лишь один и множества потенциально возможных вариантов реализации цифровой программы в рамках плодотворного сотрудничества стран СНГ.
Здесь, однако, очень большое значение будут иметь скоординированные усилия. Российские участники IT-отрасли готовы предлагать партнерам эффективные цифровые решения, однако для легкого развития необходимо снижение различных барьеров – административных, правовых и т.д. В случае если партнерские страны будут реализовывать аналогичные меры с задержкой, это само по себе станет дополнительным препятствием на пути цифровизации торгово-экономических отношений. Глава Минфина здесь проинформировал участников форума об уже начавшейся работе над проектом Стратегии экономического развития всего Содружества независимых государств до 2030 года. В этом документе – считает он – обязательно нужно оговорить синхронизацию процессов цифровизации в государствах-участниках, потому что только в этом случае можно будет говорить об эффективном развитии.
В завершение выступления Антон Силуанов также отметил электронную торговлю в качестве еще одного перспективного направления сотрудничества. Сегодня оно обсуждается на уровне ВТО и других международных организаций, а Россия – отметил он – является одним из инициаторов направления работы по определению правил регулирования электронной торговли.