Вначале немного о том, что имеется в виду. Под роботизацией подразумевается автоматизация основанных на четких правилах процессов, которая использует пользовательский интерфейс и любое программное обеспечение, включая сетевые приложения и ERP-системы.
Когнитивная автоматизация предполагает использование технологий искусственного интеллекта (таких как машинное обучение) для решения большее сложных задач, обычно основанных на теории вероятностей.
В опросе от Deloitte (который, кстати, проводится уже в четвертый раз) в этом году приняли участие 530 руководителей из крупных мировых компаний с совокупной выручкой свыше $3.5 трлн. Основные результаты проведенного опроса следующие. Подавляющее большинство организаций, внедривших у себя RPA, отмечают улучшение производительности, комплаейнса, но вместе с тем и рост расходов на внедрение. 80% компаний, которые в той или иной форме попробовали роботизацию бизнес-процессов, также отмечают и более счастливое настроение в коллективе.
Казалось бы, все предпосылки для массового внедрения, однако одной из ключевых проблем с роботизацией бизнес-процессов является увеличение масштаба: за прошедший год оно составило лишь 1%. Впрочем, и эта проблема имеет три основные составляющие:
- Высокая фрагментация бизнес-процессов. Поэтому-то только 19% направляют свои усилия только лишь на саму RPA, а большая часть совмещает их с реинженирингом бизнес-процессов и внедрением когнитивных технологий. Абсолютно правильно и логично.
- Банальная неготовность IT-инфраструктуры. Готовность IT к RPA критически важна для успеха, поэтому расходы на нее за последний год практически удвоились (31% в 2017 году, 58% в 2018-м). Командам нужно учиться и развиваться, поскольку скорость внедрения роботов в будущем будет лишь нарастать.
- Отсутствие четкого представления. Цели нужно формулировать прозрачнее. Например, одна из опрошенных организаций поставила перед собой задачу обеспечить реализацию 10% всех административных операций усилиями виртуальных рабочих ресурсов. Вариант, имеющий право на жизнь.